Новости компании Импортмеханика

Меньше износа и трения благодаря наноструктурированным покрытиям поверхностей 10.11.2014

Меньше износа и трения благодаря наноструктурированным покрытиям поверхностей

Компания Schaeffler удостоена серебряной премии на выставке Materialica-2014 за разработку покрытия Triondur® CH для металлических поверхностей

На международной выставке материалов, технологий и оборудования для обработки поверхностей Materialica-2014 в г. Мюнхен, Германия, компания Schaeffler удостоена серебряной премии в категории «Поверхности и технологии» за разработку нового покрытия для металлических поверхностей Triondur® CH. Решение о присуждении этой премии покрытию на основе углерода было принято компетентным жюри, которое состояло из авторитетных представителей из разных областей науки и промышленности. Использование этого чрезвычайно твердого покрытия для поверхностей механических толкателей клапанов в газораспределительном механизме двигателя внутреннего сгорания автомобиля позволяет существенно уменьшить в нем трение и износ.

«Богатый опыт работы и знания специалистов Schaeffler в области функциональных поверхностей и покрытий получили высокую оценку во всем мире, и мы рады, что наша компетентность была также отмечена авторитетным жюри премией Materialica-2014», – сказал технический директор компании Schaeffler профессор Петер Гуцмер.

Такое же твердое, как алмаз

Покрытие Triondur® CH представляет собой слой аморфного углерода, не содержащего водород. Чрезвычайно твердый, подобный алмазу, слой углерода (DLC) достигает фактически той же твердости, что и у алмаза, и таким образом представляет собой наивысший уровень защиты от абразивного износа и в то же время снижает до минимума трение. В качестве основных технологий нанесения на поверхности тонкопленочного износостойкого покрытия Triondur® CH используются безвредные для окружающей среды процессы химического (CVD) и физического (PACVD) осаждения покрытий из газовой фазы в вакууме. «Покрытие Triondur® CH благодаря очень низкому трению и высокой твердости, а также комбинации оптимизированных поверхностных структур и соответствующих смазок позволяет создавать очень износостойкие трибологические системы», – объяснил доктор Тим Хозенфельд, вице-президент и руководитель Competence Center Surface Technology компании Schaeffler.

Покрытия в серийном производстве

В прошедшем году около 30 миллионов различных компонентов с покрытием Triondur® CH были установлены в двигателях автомобилей по всему миру. Эффективная комбинация моторных масел и покрытия позволяет уменьшить на 50 % трение в газораспределительном механизме двигателя, что в свою очередь влечет сокращение на 2 % выбросов вредных веществ в окружающую среду. Инновационная природа и несомненная ценность этого ресурсосберегающего покрытия для потребителей и всего сообщества в целом обусловили его широкое распространение на рынке. Также в настоящее время открываются широкие перспективы для применения этого покрытия в промышленном секторе. Так, покрытие Triondur® CH с успехом может использоваться для нанесения на поверхности изделий, которые подвергаются высоким нагрузкам в оборудовании для добычи нефти и газа, а также в клапанном механизме двигателя мотоцикла. В этих направлениях в настоящее время ведутся интенсивные исследования.

Безвредное для окружающей среды и экономически эффективное решение

Нанострктурированные покрытия довольно часто обсуждались на уровне лабораторий, но некоторые ограничения процесса их нанесения на поверхности долгое время не позволяли применять их в массовом производстве. «Интенсивные исследования и разработки новых технологий в течение прошедших десяти лет позволили нам предложить потребителям системное решение, которое безвредно для окружающей среды и экономически эффективно в производстве и применении», – говорит доктор Яшар Мусаев, директор центра технологий покрытий компании Schaeffler. Индивидуальные компоненты, которые составляют трибологическую систему, были тщательно проанализированы во время испытаний на износ и трение. Компания Schaeffler планомерно и успешно работает в этом направлении и разработала для этих целей специальную имитационную модель. В этой процедуре компоненты с покрытием были объединены с моторными маслами таким способом, который позволил достичь самого низкого уровня трения и самой высокой износостойкости в трибологической системе (например, кулачок/толкатель клапана). «Специалисты компании Schaeffler полагают, что покрытия являются абсолютно необходимым элементом конструкции в трибологических системах», – объяснил доктор Мусаев.


Возврат к списку